?

Log in

единого энергетического пространства СНГ

Развитие электроэнергетики в 20-м столетии в мире характеризовалось созданием энергосистем и их последовательным объединением в крупные энергообъединения. Такие межгосударственные энергообъединения были созданы в Европе - UCPTE, NORDEL, в Северной Америке и Канаде. В настоящее время идет интеграция энергосистем и создание крупных энергообъединений в Африке, Южной и Центральной Америке, Азии. На территории бывшего СССР на протяжении 70 лет создавалось, и к концу 80-х годов было создано уникальное, самое мощное в мире централизованно управляемое энергообъединение - Единая энергосистема - ЕЭС СССР, работавшая параллельно с энергосистемами стран Восточной Европы и Монголии в составе энергообъединения стран - членов СЭВ
'Мир'. Установленная мощность электростанций ЕЭС СССР в конце 1991 г. составляла 288,2 млн кВт, или 88,7% установленной мощности всех электростанций страны. Полное производство электроэнергии электростанциями ЕЭС составило в 1991г. 1490 млрд кВт/ч, или 90,2% производства электроэнергии в стране. В составе ЕЭС функционировали 92 региональные энергосистемы, входящие в состав 11 объединенных энергосистем - Центра, Средней Волги, Северного Кавказа, Урала, Сибири, Северо-Запада России, Белоруссии, стран Балтии, Закавказья, Северного Казахстана и Украины; ОЭС
Средней Азии и Востока работали изолированно от ЕЭС СССР. Установленная мощность электростанций энергообъединения 'Мир' превышала 400 млн кВт, и оно было крупнейшим на Европейском континенте.
Общий экономический эффект от создания ЕЭС СССР в сравнении с изолированной работой входящих в нее энергосистем характеризовался снижением капитальных вложений в электроэнергетику свыше 2 млрд руб. (в ценах 1984г.) и уменьшением эксплуатационных расходов примерно на 1 млрд руб. Выигрыш в снижении суммарной установленной мощности электростанций составлял приблизительно 15 млн кВт.
В результате, образования независимых государств на территории бывшего СССР по существу распались (и ЕЭС СССР, и энергообъединение 'Мир'), что привело к прекращению параллельной работы между большинством энергосистем независимых государств, значительному снижению эффективности их работы и крупным экономическим потерям. В настоящее время в границах государств Содружества функционирует около 10 отдельных, изолированно работающих энергообъединений и энергосистем.
На конец первого квартала 1999 г. около 13 межгосударственных линий электропередачи были повреждены или выведены из работы по различным причинам, включая неуплату долгов за электроэнергию.
Дезинтеграционные процессы в рамках энергообъединения 'Мир' привели к тому, что вначале энергосистема Восточной части Германии VEAG в сентябре 1995 г. включилась на параллельную работу с энергообъединением стран Западной Европы UCPTE, а в октябре 1995 г. к UCPTE присоединилось энергообъединение CENTREL, в состав которых входят энергосистемы Польши, Венгрии, Чехии и Словакии.
На начало 1999 г. установленная мощность электростанций государств Содружества составила 315 млн кВт. В структуре генерирующих мощностей в целом по странам СНГ преобладают тепловые электростанции (примерно 70 %). Доля ГЭС и АЭС существенно ниже - соответственно, 20 и 10%, но в условиях дефицита топлива их значение в обеспечении электрической энергией экономики и населения отдельных государств Содружества достаточно велико.
Начиная с 1991 г., наблюдается абсолютное снижение производства электроэнергии. В целом по государствам Содружества с 1990 г. производство электроэнергии уменьшилось почти на 30 %. Произошло значительное сокращение производства и потребления электроэнергии на душу населения, что сказалось на ухудшении качества жизни людей. Спад производства связан, главным образом, со снижением спроса на электроэнергию, обусловленным кризисом в промышленности, а также вызывается другими факторами кризисного состояния в самой электроэнергетике.
В большинстве государств Содружества увеличился удельный расход топлива на производство электроэнергии, несмотря на объективные предпосылки для его снижения. Существенно возрос (в процентном отношении) расход электроэнергии на собственные нужды и на ее транспортирование.
На межгосударственном уровне практически не осуществляется координация программ перспективного развития электроэнергетики, а также модернизация и реконструкция действующих энергетических объектов.
Не обеспечивается формирование и реализация согласованных требований и принятие конкретных решений по построению межгосударственной системообразующей электрической сети для надежной и устойчивой работы объединенных энергосистем государств Содружества. Локальные решения по развитию национальных энергосистем не всегда оптимальны.
За последнее время, особенно в осенне-зимний период, названные и многие другие причины в большинстве государств Содружества неоднократно приводили к нарушениям электроснабжения. Особо напряженная ситуация сложилась в энергосистемах Грузии, Украины, Молдовы, Таджикистана, Дальнего Востока, Северного Кавказа и некоторых других областей России. Не менее напряженная обстановка в обеспечении энергоснабжения большинства стран СНГ ожидается в приближающийся осенне-зимний период 1999/2000 г.
В результате отсутствия принятых на межгосударственном уровне механизмов экономического взаимодействия в использовании магистральных линий электропередачи и решении совместных проблем электроэнергетики, резко уменьшился экспорт электроэнергии из СНГ в энергосистемы сопредельных третьих стран. Отделение от объединения СНГ энергосистем стран Восточной Европы исключило возможность экспорта электроэнергии в третьи страны и организацию параллельной работы с энергосистемами стран Западной, Центральной и Южной Европы. Сооруженные совместными усилиями ряда стран первые и пока еще единственные в Европе межгосударственные линии электропередачи напряжением 750 кВ, суммарной протяженностью более 2000 км, выведены из работы и постепенно разрушаются.
В то же время энергосистемы Центральной и Западной Европы продолжают углублять единство и расширяют зону своего влияния в восточном направлении.
Все это привело к тому, что электроэнергетический потенциал государств Содружества в настоящее время используется крайне неэффективно.
В такой ситуации назрело проведение специальной работы, в результате которой было бы определено, какой ущерб несут государства Содружества от дезинтеграции их энергосистем и отсутствия эффективных механизмов совместной работы как внутри государств Содружества, так и между государствами. По нашим оценкам, этот ущерб может составить по меньшей мере в 1,5 млрд долл. в год. Эта цифра сопоставима с объемом капитальных вложений, осуществляемых в развитие электроэнергетики стран СНГ.
Произошедший спад потребления электроэнергии в сочетании с экономическими трудностями пока не создает перед руководящими органами стран СНГ в области электроэнергетики проблемы ввода новых генерирующих мощностей. Однако анализ показывает, что уже через 10 лет потребности и производство электроэнергии в большинстве государств Содружества могут достигнуть или даже превысить уровень 1990 г. К этому периоду примерно 60 % ныне действующего электроэнергетического оборудования выработает свой ресурс. Поэтому уже теперь особенную актуальность приобретает обеспечение финансирования развития электроэнергетики, замена выбывающего оборудования, а также максимально возможное снижение затрат на функционирование и развитие энергосистем государств Содружества. Этому во многом способствовало бы создание эффективных механизмов совместной работы энергосистем в рамках энергообъединения Содружества Независимых Государств.
Создание эффективно работающего энергообъединения СНГ должно стать приоритетной задачей для всех государств Содружества в области электроэнергетики, поскольку имеет ключевое стратегическое значение для будущего развития электроэнергетики и может стать одним из важнейших факторов ускорения интеграционного процесса этих стран.
Необходимо подчеркнуть, что основные положения утвержденных Электроэнергетическим советом СНГ единых принципов параллельной работы объединенных энергосистем стран СНГ (далее ОЭ СНГ) соответствует принципам совместной работы, принятым в энергообъединениях западных стран, однако требуют существенного углубления и развития с учетом особенностей ОЭ СНГ. В частности, необходима разработка целого ряда законодательных актов и нормативных документов в области электроэнергетики.
В целом основой взаимоотношений энергосистем государств Содружества в ближайшей перспективе должна стать контрактная система при жестком выполнении обязательств по совместной работе в первую очередь по обеспечению надежности и безопасности функционирования всего энергообъединения. В будущем по мере углубления интеграционных процессов стран СНГ в электроэнергетике и в экономике в целом может рассматриваться поэтапный ввод межгосударственного рынка электроэнергии и мощности подобно тому, как это осуществляется в настоящее время в Европейском Сообществе.
Планирование развития ОЭ СНГ должно осуществляться путем координации планов развития отдельных энергосистем стран СНГ. Каждая страна при этом может иметь свои собственные подходы к планированию развития своих энергосистем, учитывая общие согласованные критерии и требования, в первую очередь в отношении надежности и безопасности функционирования ОЭ СНГ в целом. Планы отдельных энергосистем затем должны рассматриваться вместе и пересматриваться на основе результатов расчетов оптимизации развития ОЭ СНГ в целом. Результаты этих исследований могут служить основой для проведения двух и многосторонних переговоров с целью заключения соглашений по строительству новых электроэнергетических объектов - межсистемных линий электропередачи, электростанций совместной собственности, долгосрочным поставкам электроэнергии и др. При этом ключевой проблемой при разработке скоординированных программ развития электроэнергетики стран СНГ является выбор оптимального соотношения между объемами и видами первичных энергоресурсов и электроэнергии, импортируемыми или экспортируемыми государствами Содружества. Актуальность этой проблемы вызвана тем, что топливно-энергетическими ресурсами, обеспечивающими удовлетворение собственных потребностей, обладают только Азербайджан, Казахстан, Россия и Туркменистан. Остальные государства вынуждены их импортировать, причем в наибольшей степени это относится к Армении, Беларуси, Грузии, Молдове и Украине. В связи с этим становится актуальной проблема оптимального использования топливных ресурсов и гидроресурсов (использования запасов угля Восточной Сибири и Казахстана, газа в Западной Сибири и Туркменистане, гидроресурсов Сибири и Средней Азии) и наиболее эффективного развития систем транспортирования первичных энергоресурсов и электрической энергии.
Дальнейшее развитие межсистемных связей между энергосистемами стран СНГ будет во многом зависеть от того, какие механизмы совместной работы этих энергосистем будут установлены в будущем. При этом ключевой проблемой можно считать возможность открытого свободного доступа производителей электроэнергии государств Содружества к общей электрической сети этих государств, и создание тем самым условий для развития конкуренции среди производителей электроэнергии.
Особое значение имеет перспектива расширения интеграции энергообъединения Содружества с энергообъединениями стран дальнего зарубежья.
В Европе сложились к настоящему времени следующие межгосударственные энергообъединения: UCPTE, Энергообъединение стран Содружества (ОЭ СНГ), CENTREL и NORDEL. Имеющиеся проекты предусматривают расширение UCPTE за счет присоединения к нему энергосистем ряда стран, а также объединения энергосистем стран бассейна Средиземного моря.
Для осуществления дальнейшей интеграции энергообъединений на Европейском континенте очень важно решить проблему использования уже существующих 11 ВЛ между странами СНГ и Восточной Европы, в строительство которых были вложены значительные средства. Предлагаются различные варианты дальнейшего развития этих связей. Одним из вариантов предусматривается перенос вставок постоянного тока с границ между странами Западной и Восточной Европы на границы стран СНГ и стран Восточной Европы и последующая асинхронная работа расширенного энергообъединения UCPTE и ОЭ СНГ. Другой вариант предусматривает объединение UCPTE и ОЭ СНГ при синхронной работе. По нашему мнению, синхронное объединение UCPTE и ОЭСНГ имеет ряд преимуществ перед асинхронным объединением.
Долгий опыт работы объединенной энергосистемы стран - членов СЭВ
'Мир' показал, что нет принципиальных ограничений на размеры синхронно работающего энергообъединения. Однако из-за существенных различий между UCPTE и ОЭ СНГ требуется разработка наиболее рациональных принципов совместной синхронной работы этих двух крупнейших энергообъединений.

При организации совместной синхронной работы UCPTE и ОЭ СНГ уже существующие межсистемные связи могли бы позволить получить существенный экономический эффект за счет экономии топлива и уменьшения затрат на пиковую генерирующую мощность и, возможно, окупить достаточно скоро затраты, связанные с введением синхронной работы двух энергообъединений.


В более отдаленной перспективе могут рассматриваться два основных сценария развития энергетического сотрудничества на Европейском континенте. В первом сценарии кооперация может заключаться в строительстве тепловых электростанций большой мощности в местах расположения дешевых углей и использования мощностей крупных ГЭС в Сибири с передачей электрической энергии и мощности по линиям электропередачи сверхвысокого напряжения в страны Восточной и Западной Европы. Согласно второму сценарию, кооперация может состоять в преимущественной поставке первичных энергоресурсов из стран СНГ, и прежде всего газа, в Европейские страны, а электрические связи будут использоваться для взаимовыгодных обменов электроэнергией с учетом разновременности максимумов нагрузки и большего использования тепловых электростанций с меньшей стоимостью производимой электроэнергии.

Для повышения эффективности энергетического сотрудничества необходимо, чтобы варианты развития электрических связей рассматривались совместно с вариантами развития систем транспортирования первичных энергоресурсов и чтобы в целом определялись наиболее рациональные соотношения между транспортированием электроэнергии и первичных энергоресурсов, а выгоды от такого решения распределялись между различными субъектами хозяйствования.


Выбор наилучших сценариев развития энергетического сотрудничества на Евразийском континенте должен быть направлен на создание общего на континенте рынка электроэнергии и мощности как основы Единого энергетического пространства. На решение этой задачи в настоящее время направлен ряд международных проектов.

Реализация этих международных проектов, а также проектов усиления межсистемных связей между ЕЭС


России и ОЭС стран СНГ может позволить приступить к формированию мощной протяженной электрической цепи Япония - Китай - Сибирь - Казахстан - Европейская часть России - другие страны СНГ - Восточная Европа - Западная Европа. Это явится важным этапом в создании Евразийского суперэнергообъединения - одной из мощных и существенно развитых частей мировой энергосистемы. Предварительные оценки необходимой пропускной способности межсистемных связей в этом энергообъединении показывают, что необходимые пропускные способности межсистемных связей в Евразийском энергообъединении в центральных его сечениях на территории России и Казахстана должны превышать 10 ГВт. Достижение таких пропускных способностей возможно лишь с использованием линий электропередачи сверхвысокого напряжения - 1150 кВ переменного и 1500 кВ постоянного тока. Существенное развитие электрических связей потребуется также в Восточном регионе России, как в пределах ОЭС
Востока, так и для создания связи этой ОЭС с ЕЭС
России.
Ключевое значение в формировании будущего Евразийского энергообъединения будет принадлежать ОЭ СНГ, что определяется его потенциальной ролью связующего звена со всеми остальными крупными энергообъединениями и энергосистемами, а также собственными масштабами и протяженностью ОЭ СНГ.
Однако все проекты дальнейшего расширения интеграции энергообъединений на Евразийском континенте связаны со значительными затратами на их реализацию и требуют тщательного технико-экономического обоснования. При этом, рассматривая целесообразность реализации этих проектов, необходимо учитывать два ключевых момента:
1. Какова должна быть оптимальная интеграция энергосистем государств Содружества со странами дальнего зарубежья? Актуальность ответа на этот вопрос связана с большой стоимостью увеличения пропускной способности межсистемных линий электропередачи, соизмеримой со стоимостью строительства новых экономичных типов электростанций.
2. Насколько конкурентоспособны будут энергосистемы Содружества на внешних рынках электроэнергии в перспективе, когда проекты создания новых линий электропередачи будут реализованы? Проведенные исследования показали существенный рост цены электроэнергии при ее производстве и транспортировании в перспективе (в 1,5-2 раза на уровене 2015 г.), что во многом связано с проблемой массового старения генерирующего оборудования и необходимостью значительных капиталовложений на его замену, реконструкцию и модернизацию.
По нашему мнению, в настоящее время крайне необходимо проведение широкомасштабной совместной работы странами СНГ по координированию долгосрочной стратегии развития энергосистем государств Содружества и определению наиболее эффективных направлений интеграции энергосистем государств Содружества между собой, а также с энергообъединениями и энергосистемами стран дальнего зарубежья.
В довершение к сказанному необходимо отметить, что на современном этапе экономического развития государства Содружества обладают достаточным совместным потенциалом в области электроэнергетики, чтобы на основе углубления интеграции решить стоящие перед отраслью проблемы, обеспечить надежное электроснабжение населения и народного хозяйства, способствовать подъему всей экономики. Однако реализация этого потенциала требует политической воли государств Содружества к созданию эффективно работающего энергообъединения Содружества Независимых Государств, разработки скоординированной стратегии развития электроэнергетики государств Содружества с учетом долгосрочной перспективы, определения эффективных механизмов совместной работы энергосистем государств Содружества и полного восстановления параллельной работы электроэнергетических систем государств Содружества.
ДЖАНГИРОВ В. А., канд. эконом. наук,
БАРИНОВ В. А., доктор техн. наук, Исполнительный комитет Электроэнергетического совета СНГ - ЭНИН им. Г. М. Кржижановского

Comments

September 2008

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Powered by LiveJournal.com